Неисправности металлоконструкций, канатно-блочных систем и механизмов

Дефектами металлических конструкций подъемников являются трещины, изломы, разрушения сварных швов, изгиб, скручивание и погнутость отдельных элементов, отгиб полок направляющих, нарушение защитной окраски. Трещины в металлоконструкциях и сварных швах могут появиться вследствие дефектов изготовления, ударов при перевозке и монтаже, а также из-за возможных перегрузок. Способ устранения дефектов должен быть указан инженерно-техническим персоналом, отвечающим за техническое состояние подъемников. Как правило, трещины или изломы в частях металлоконструкций устраняют заваркой с постановкой усиливающих накладок или угольников. Глубина и вид разделки трещин зависят от ее характера..
Погнутости поясов и раскосов мачт возникают, как правило, при небрежном обращении с металлоконструкциями во время монтажа и перевозки машины. Править металлоконструкции не требуется, если отклонения от прямолинейности не будут превышать 1/750 от длины элемента.
Изгиб и скручивание профильных деталей рам и элементов металлических конструкций решетчатого и балочного типа в зависимости от их сечения и величины деформации устраняют правкой в горячем или холодном состоянии при помощи струбцин, винтовых приспособлений или скоб, домкратов, ударами кувалдой и т. д. Незначительный изгиб элемента устраняется на месте, а при большей деформации этот элемент снимают, исправляют или заменяют новым.
Сильно деформированные участки вырезают и заменяют специальными вставками.
Нарушение защитного слоя покраски приводит к коррозии. Для предотвращения от коррозии металлоконструкцию окрашивают не реже одного раза в два года. До покраски поверхность зачищают, обезжиривают и загрунтовывают в два слоя. Окрашивают поверхность в два слоя при температуре не ниже +10° С атмосферостойкой краской.
В процессе эксплуатации подъемников, при их перевозке и монтаже могут быть следующие неисправности канатно-блочных систем: выпадение каната из ручья блока; заедание каната на блоках; перетирание канатов; обрывы отдельных прядей; ослабление крепления аварийного каната привода ловителя; износ ручьев и реборд, блоков; поломка блоков. Выпадение каната может произойти при ослаблении его, при отсутствии или недостаточной прочности ограждающих устройств, препятствующих сходу каната с блока. Перед пуском монтажники обязаны проверить правильность запасовки канатов.
Заедание каната на блоке происходит либо вследствие заедания самого блока на оси, либо задевания каната за ограждающее устройство. Это приводит к интенсивному износу каната и ручья блока.
Дефект устраняется правкой ограждающего устройства, а в случае заедания блока на оси — разборкой подшипников блока, промывкой в бензине и смазыванием после сборки.
Перетирается канат, как правило, при неправильной запасовке, если он касается металлоконструкции машины или другого каната.
Перед пуском в эксплуатацию необходимо развести канаты на требуемое расстояние.
Обрывы проволок, прядей и каната в целом могут быть вызваны естественным износом каната, преждевременным износом из-за отсутствия смазочного материала, перегрузкой при работе, повреждением каната при монтаже, перевозке или неправильной экспуатации и ремонте. В связи с тем, что обрыв каната может привести к падению груза, при обрыве отдельных проволок в соответствии с нормами Госгортехнадзора канат следует заменить новым.
Износ втулок и осей происходит там, где блоки выполнены на подшипниках скольжения. Причинами преждевременного износа являются задиры, вызываемые недостаточным поступлением смазочного материала, работой в абразивной среде или большими удельными давлениями. Незначительные задиры могут быть устранены зачисткой. При больших задирах и значительной величине износа втулок и осей последние нужно сдать в ремонт. При недостаточном поступлении смазочного материала следует прочистить смазочные канавки и отверстия и заменить смазочный материал.
Поломка блоков, изготовленных из чугунного литья (отколы реборд, трещины в корпусе блока), чаще всего возникает при перевозках, монтаже и демонтаже. Неисправные блоки надо заменить новыми.
Ослабление крепления аварийного каната для привода ловителей подъемников приводит к ложному срабатыванию ловителей при опускании грузонесущего органа. Для устранения этого дефекта натягивают и закрепляют аварийный канат.
К неисправностям механизмов подъемников относятся: несоосность валов, неудовлетворительная балансировка тормозного шкива, неправильная сборка и износ зубчатых колес редуктора пробуксовывание и отказ тормоза, течь масла из,редуктора, ослабление крепления редуктора, износ ходовых роликов. Несоосность валов приводит к преждевременному выходу валов, подшипников и соединительных муфт из строя.
Несоосность валов на лебедках устраняют смещением электродвигателя и выносной опоры барабана при неподвижно закрепленном редукторе. Перекос валов ликвидируют при помощи прокладок толщиной 0,05—0,5 мм. Рекомендуется ставить не более четырех прокладок во избежание вибрации лебедки.
Если не удается отцентрировать узлы в соответствии с принятыми допусками, то эксплуатация лебедки не допускается и ее необходимо отправить в ремонт.
Неудовлетворительная балансировка тормозного шкива приводит к дополнительным динамическим нагрузкам на валы и подшипники редуктора и двигателя. Для этого проверяют, правильно ли насажен тормозной шкив на вал редуктора (не высока ли шпонка).
Неправильная сборка и износ зубчатых колес редуктора проявляются в периодических стуках, характерном шуме редуктора, нагреве подшипников. Стук в редукторе может быть вызван забоинами на зубьях одного из зубчатых колес, неплотностью и эксцентричностью посадки колес на валах. Нагрев подшипников-происходит от неправильной установки их при сборке, вызывающей осевое защемление подшипников. В зависимости от конструкции редуктора защемление подшипников устраняют либо заменой регулировочных колец (у подшипников с закладными крышками), либо установкой регулировочных прокладок (при фланцевом креплении крышек). Причиной шума в редукторе и нагрева подшипников может быть также отсутствие или недостаток масла в редукторе. Чтобы устранить этот дефект, необходимо долить масло до необходимого уровня, который проверяют щупом или контрольной пробкой.
На валах барабанов лебедок Т-224В и Т-66, применяемых на механизмах подъема грузовых строительных мачтовых подъемников, перегрев подшипников может возникнуть от перетяжки подшипников в результате перекоса вала. Правильность установки вала такой лебедки можно проверять как непосредственно на подъемнике, так и в мастерских. Для этого редуктор наглухо притягивают болтами к раме, а выносную опору барабана освобождают от крепления. Вручную проворачивают вал за тормозной шкив. Если выносная опора при этом не перемещается, значит вал не изогнут. Если она перемещается в каких-либо направлениях, то вал изогнут и его надо ремонтировать или заменить. Нарушение центровки может произойти при смене лебедки на подъемнике.
Пробуксовывание тормоза заключается в том, что при выключении двигателя тормоз не может удержать груз. Это может быть вызвано следующими причинами: неправильной регулировкой тормоза, большой выработкой тормозных накладок, перекосом по отношению к оси шкива и замасливанием поверхности шкива и накладок.
При неправильной регулировке необходимо провести регулировку по методу, описанному выше.
Чрезмерную выработку тормозных накладок определяют визуально по следам от заклепок на поверхности тормозного шкива и замером толщины накладок. Допускается работа тормоза при толщине накладок не меньше 4 мм в средний части и не менее 2,5 мм по краям. При большем износе накладок их следует заменить.
При перекосе тормоза колодки неплотно прилегают к шкиву, что не дает возможности полностью использовать тормозной момент. Причинами перекоса могут быть либо неправильная установка тормоза на раме, либо дефекты, допущенные при его изготовлении. В первом случае необходимо устранить перекос тормоза, регулируя нажимной винт в основании и устанавливая прокладки под болты крепления тормоза к раме. Во втором случае тормоз необходимо заменять.
При замасливании поверхности шкива или фрикционных накладок их промывают керосином или бензином и зачищают.
Неразмыкание колодок при включении электромагнита или срабатывании гидротолкателя объясняется тем, что либо чрезмерно затянуты пружины, либо тормозные накладки примерзли к шкиву, либо недостаточен уровень жидкости в электрогидро-толкателе или жидкость замерзла.
Примерзание накладок обнаруживают с помощью какого-либо рычага, поднимая коромысло тормоза и наблюдая при этом за колодками. Если накладки не отходят от шкива, а колодки стремятся отделиться от накладок, значит, накладки примерзли.
Чтобы устранить неисправность, в торец накладки упирают деревянный брус и по нему постукивают молотком.
Замерзание масла в гидротолкателе может произойти, если механизм долго не работает или в него залито масло, не отвечающее условиям работы при низких температурах. Разогревают гидротолкатель паяльной лампой до 50—60 °С. Действие толкателя проверяют, поднимая коромысло. После разогрева толкателя неправильно выбранную жидкость следует заменить новой. Если после разогрева паяльной лампой электрогидротолкатель, по-прежнему не работает, его нужно направить в ремонт.
При недостаточном уровне масла в толкателе наблюдается уменьшенный ход штока. Для проверки уровня жидкости коромысло с помощью рычага поднимают вверх до отказа. Если ход штока при подъеме коромысла вручную превышает ход штока при включении толкателя, уровень масла недостаточен и требуется долить масло в корпус гидротолкателя.
Течь масла из-под уплотнений происходит либо в результате переполнения редуктора маслом, либо из-за выхода из строя или некачественного уплотнения. Излишек масла следует удалить, отвернув сливную пробку, контролируя уровень его при помощи щупа маслоуказателя.
При выходе из строя или повреждении уплотнительных колец (манжет) их следует заменить новыми при разборке редуктора.
Ослабление крепления редуктора к раме может привести к несоосности валов, поломке лап крепления двигателя, износу упругих элементов эластичной муфты. При техническом обслуживании необходимо контролировать болтовые соединения и подтягивать их.
Износ ходовых роликов происходит по поверхности катания, вследствие юза и перекоса роликов, деформации мачты, шахты и грузовой каретки или большой нагрузки на ролики. Сильно изношенные ролики необходимо заменить. Ролики, не вращающиеся из-за загрязнения, отсутствия или недостаточного количества смазочного материала или ржавления, необходимо разобрать, промыть подшипниковые узлы и смазать их.
Из-за плохой регулировки механизма привода ловителей может произойти их ложное срабатывание. В этом случае подтягивают пружину и канат этого механизма, а также следят, чтобы между ловителями и мачтой был необходимый зазор. Если необходимо, рихтуют направляющие мачты.