Обзор периодичности ремонта и обслуживания грузовых подъемников
Грузовые мачтовые и шахтные подъемники широко применяются в производственных помещениях, на складах, стройплощадках и в ангарах, что обусловлено их универсальностью и преимуществами перед грузовыми лифтами и другими конструкционно более сложными подъемными устройствами.
Для того, чтобы эксплуатация грузовых подъемников была безопасной и оборудование работало без отказов, требуется вовремя проводить техническое обслуживание, выявлять и заменять пришедшие в негодность части, проводить плановый и срочный ремонт. В частности, данный комплекс мероприятий проводится в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов (ППР). Техническое обслуживание подразделяют на ежесменное (ЕО) и периодическое (ТО).
Ежесменное ТО проводится перед началом каждой рабочей смены для того, чтобы проверить исправность узлов и механизмов подъемника обслуживающим машинистом. Данные работы включают в себя:
- очистку узлов опорной рамы и грузовой каретки от грязи;
- визуальную проверку наличия смазки в трущихся частях грузовой каретки и других узлах по выступающей смазке, а также путем проворачивания роликов и блоков вручную. Пи этом перемещение трущихся деталей должно производиться без скрипа и заеданий;
- проверку уровня масла в редукторе грузовой лебедки и бесканатного механизма подъема. В норме уровень масла должен находится выше нижних зубьев большого колеса редуктора;
- визуальную поверку состояния надежности и крепления грузового каната на барабане грузовой лебедки, барабанах механизма вспомогательного подъема и механизма перемещения грузонесущего органа по горизонтали, в узлах ловителей, сигнального каната;
- проверку затяжки резьбы в узлах грузовой каретки и опорной рамы, местах стыков секций;
- проверку надежности работы тормозной системы грузовой лебедки;
- проверку работоспособности откидного (выдвижного) трапа грузопассажирского подъемника, замков дверей кабины, работы конечных выключателей защиты проводят путем пробных пусков подъемника;
- осмотр пломб на ограничителе скорости;
- проверку подвижности ходовых элементов ловителя.
Периодическое ТО выполняется специальной бригадой на месте эксплуатации подъемника в соответствии с графиком, не менее чем через 100 часов работы подъемника, но не реже одного раза в месяц. Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год.
В состав подготовительных работ по периодическому ТО входят следующие мероприятия: составление графика технического обслуживания, подготовка инструмента и материалов. В состав работ по техническому обслуживанию входят: осмотр и контроль технического достояния узлов, канатов, подъемника в целом, крепления деталей, смазывание, заправка или замена масла при переходе к осенне-зимнему или весеннему периодом, опробывание действий механизмов подъемника и выполнение мелких ремонтных работ.
Действия при периодическом ТО включают в себя:
- работы по ежесменному техническому обслуживанию;
- проверка работы и регулировка ловителей и ограничителя скорости;
- проверка состояния настенных опор;
- проверка состояния кнопочных постов, магнитных пускателей;
- замена масла в редукторах грузовой лебедки и электрической тали механизмов передвижения.
В работы сезонного обслуживания входят выполнение работ по ежесменному и периодическому техническому обслуживанию; замена масла в соответствии с сезоном в электрогидротолкателях, полостях подшипниковых узлов и в редукторах в соответствии с картой и таблицей смазки.
Осмотр кнопочного поста производят не только во время периодического технического обслуживания, а также ежемесячно при длительных перерывах в работе. Периодические осмотры магнитных пускателей производят не реже двух раз в месяц, осмотр технического состояния кабелей — перед каждым монтажом подъемника, а также после длительного перерыва в эксплуатации.
Ремонтом называется комплекс мероприятий, с помощью которых устраняются неисправности в механизмах, и восстанавливается их работоспособность. Ремонт может быть текущим (Т) и капитальным (К).
С помощью текущего ремонта достигается работоспособность механизмов путем восстановления либо замены отдельных деталей и единиц. Текущий ремонт включает работы, входящие в перечень технического обслуживания. Кроме этого, производится осмотр опорной рамы, грузовой каретки, мачты; заварка трещин сварных соединений; рихтовка направляющих секций; проверку состояния зубчатых колес; смазывание узлов в соответствии с картой и таблицей смазки; окраску подъемника (при необходимости) и другие мелкосрочные операции.
При капитальном ремонте подъемник полностью разбирают, все узлы и детали ремонтируют. Часть сборочных единиц и деталей, заменяют новыми. При сборе деталей после ремонта, как правило, должны быть восстановлены все первоначальные посадки в соединениях. При этом подъемники, у которых не предусмотрено проведение капитального ремонта, должны работать без него до списания.
Капитальный ремонт, выполняют не менее чем через 4800 машиночасов, в зависимости от межремонтного цикла и сложности подъемника. Объем работ, качество ремонта, а также порядок приемки машины должны соответствовать техническим условиям на ремонт, которые составляет организация, производящая ремонт.