Планирование технических обслуживаний и ремонтов мостового крана

При эксплуатации мостовых электрических кранов происходит потеря их работоспособности вследствие разрушения и износа отдельных крановых деталей. Для восстановления работоспособности крана производят ремонт его механизмов путем замены деталей, вышедших из строя. Если ремонт производить только при потере работоспособности кранового механизма, то отказы крана могут происходить достаточно часто и неожиданно. За внезапным повреждением одной из деталей (например, концевого выключателя ограничителя высоты подъема груза) могут последовать повреждения других элементов крана. В данном случае при отказе выключателя возможны чрезмерное натяжение и обрыв грузовых канатов. Вынужденный простой крана вследствие ремонта какого-либо элемента связан с определенными материальными затратами Су. Дополнительные материальные затраты Сду необходимы для восстановления других крановых элементов, получивших повреждение при поломке заменяемой детали.
Из сравнения затрат на ремонт крана при внезапном отказе какою-либо элемента и при планово-предупредительном ремонте вид, что общими в обоих случаях являются только стоимостные затраты заменяемого элемента. При планово-предупредительном ремонте отсутствуют затраты, связанные с простоем крана вследствие непредвиденной поломки (Су) и затраты на восстановление элементов крановой конструкции, разрушенных при отказе какой-либо детали крана (Сд.у). Это объясняется тем, что планово-предупредительные ремонты проводят по специальному графику, составленному с учетом научно обоснованных сроков замены изнашивающихся деталей и узлов. Такие ремонты проводят в ночное время, выходные и праздничные дни, т. е. в те часы, когда краны не используют в технологическом процессе производства. При замене детали по истечении научно обоснованного срока эксплуатации, т. е. до ее предельного изнашивания или разрушения, не может быть поломок или повреждений других элементов конструкции по причине несвоевременной замены этой детали.

Стоимость детали, которую надо поставить взамен изношенной при внезапном отказе (Св.д), обычно значительно выше стоимости той же детали (С‘п.д), установленной на кран при планово-предупредительном ремонте. Это объясняется тем, что при внезапном отказе часто возникает необходимость срочно изготовить деталь в условиях ремонтного участка цеха или приобрести ее с дополнительными расходами. Стоимость работ при внезапном отказе (Ср) обычно также выше, чем при планово-предупредительном ремонте (С‘р), так как при планово-предупредительном ремонте ремонтные работы выполняют в удобное время, планомерно, с использованием стандартного инструмента и необходимых приспособлений. По этим причинам стоимость замены детали при планово-предупредительном ремонте значительно ниже, чем при внезапном отказе.
Особенно велики затраты, связанные с восстановлением крана вследствие аварии, произошедшей в результате поломки какого-ли- бо узла или детали крана, т. е. затраты С‘в.д. Кроме того, при аварии мостового электрического крана часто возможны несчастные случаи и поломки технологического оборудования цеха. В любом случае авария мостового крана приводит к значительным материальным потерям. Задача машиниста мостового крана своевременно обнаруживать возможные неисправности кранового оборудования, информировать об этом лиц, ответственных за исправное состояние кранов. Ежедневные осмотры также входят в состав планово-предупредительных ремонтов.
Система планово-предупредительных ремонтов заключается в том, что после наработки определенного времени (часов, смен, месяцев) или выполнения заданного объема работ (перегрузки определенной массы грузов) мостовой электрический кран подвергают профилактическим осмотрам и плановым ремонтам (малому, среднему и капитальному). Единая система планово-предупредительных ремонтов включает техническое обслуживание, регулирование тормозных устройств, смену смазочных масел, периодические профилактические испытания электрооборудования и освидетельствования крана, а также ремонты.
Различают текущий, средний, капитальный, неплановый, регламентированный ремонты и ремонт по техническому состоянию. При текущем ремонте заменяют отдельные изношенные детали и регулируют механизмы, что позволяет обеспечивать нормальную эксплуатацию крана до очередною планового ремонта. При среднем ремонте производят частичную разборку крановых механизмов, капитальный ремонт отдельных узлов, замену изношенных деталей с последующим регулированием механизмов и испытанием под нагрузкой. При капитальном ремонте производят полную разборку механизмов крана, замену всех изношенных деталей и узлов, ремонт металлоконструкций крана, сборку, регулирование механизмов и электрообороудования и испытание крана под нагрузкой. При неплановом ремонте производят восстановление крана, получившего повреждение вследствие аварии или преждевременного выхода из строя, не предусмотренного годовым планом ремонтных работ.
Для поддержания безопасного состояния и для безаварийной работы мостовых электрических кранов, сокращения их простоев и снижения расходов на ремонт на предприятиях созданы эксплуатационно-ремонтные службы. Эти службы занимаются техническим обслуживанием и ремонтами кранов. Их подразделяют на общезаводские и цеховые. Общезаводская служба по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования подчиняется главному механику предприятия. Цеховую службу возглавляет механик цеха или заместитель начальника цеха по кранам. На многих предприятиях техническое обслуживание и ремонт кранов ведутся цеховыми эксплуатационно-ремонтными службами при обязательном участии машиниста крана, При технических обслуживаниях и ремонтах крана машинист, согласно квалификационной характеристике, обязан выполнять слесарные работы в объеме требований к слесарю 3-го разряда.